anton_p_maltsev (anton_p_maltsev) wrote in ru_woodarch,
anton_p_maltsev
anton_p_maltsev
ru_woodarch

Часовня Головинское (Асташово)

Оригинал взят у anton_p_maltsev в Часовня Головинское (Асташово)
Продолжение истории сохранения часовни из деревни Головинское.
Начало здесь:
http://anton-p-maltsev.livejournal.com/tag/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5
Напомню, что состояние в катором пребывала часовня оставляло желать лучшего. Стены сруба закрученные как газетный лист почти развалились.
Надо признать, что мне так и не удалось нарисовать хотя бы один обмерный крок фасада. Настолько была потеряна геометрия сруба, что зарисованный фасад становился абсолютно неинформативен.

Для начала работ была выкошена поляна  на которой стали раскладывать разбираемые конструкции и  детали.
В результате проведенных исследовнаий удалось понять старую конструкцию, зафиксировать ее и перенести в проекции. Проект сделанный на основе обменых чертежей и архивных фотографий позволил получить благословение епископа Костромского и Галичского Ферапонта и приступить к работам.

Все мелкие детали мы вывезли на место будущей установки часовни в д. Асташово, что в 16км. от Головинское. Фрагменты главы, стропила шатра, оконные коробки и декор были складированы под навес, а сруб вывезен на реставрацию в Верховажье. Поскольку работы планировалось проводить в зимний период, то мы симпровизировали небольшой, по размеру восьмерика часовни навес, и обтянули его рекламными банерами и пленкой. Поставили печьку железную и приготовились собирать сруб.

Начали с того, что разложили нижний целый венец. Поскольку одна из стен у нас отсутствовала полностью, мы провели многочисленные измерения для того, что бы выявить настоящий план. Часовня имеет нестандартную геометрическую форму в плане. Четыре параллельные стороны длиннее других  примерно на 60 см. Одинаковость и правильность размеров стен позволяет предположить, что строительство этой часовни в 1901 году велось по чертежам. Полученные размеры позволили нам разложить уже новые бревна и "завязать" окладной.
Рубка восьмерика с одной стороны помогает уловить геометрию сруба, поскольку торцы лап задают достаточно точно угол сопряжения стен, но с другой стороны не прощают никаких ошибок. Если угол не сходится, то старые лапы будут, либо торчать, либо западать относительно наружной плоскости стен.

Первые старые бревна установленные на свои места показывают как лакмусовая бумажка, попали мы в размер или нет. После этого можно зарубать торцы.
Реставрация сруба производилась с максимальным сохранением старых бревен. При разборке восточная стена казалась почти целиком сохранится, но в итоге наиболее сохранившейся оказалась юго-восточная стена. Начиная со второго венца пошли старые бревна и это позволило выдержать высоты всего здания в исторички достоверных величинах.

При реставрации стен мы используем стандартные приемы. Протез - при частичной замене бревна и вставка при локальном повреждении гнилью.

Протезы ставятся на плоских нагелях, а вставки на круглых с клинышками.

Одной из основной проблем было восстановить конструкцию свода и перехода от сруба к шатру. Нами было замерено  и замаркировано некоторое количество бревен валявшихся вокруг часовни, но на первом этапе не была до конца понятна конструкция.

На старых бревнах имелась маркировка, но поскольку конструкция сохранилась не целиком, то до конца разобраться в примененной "старичками" маркировке не удалось. Однако сам факт старой маркировки говорит о том, что свод рубился на земле.

Два дня игры "в пятнашки" с бревнами и в итоге конструкция собралась.
Опирание центрального столба происходит на короткую балку установленную на вершину бревенчатого ряжевого свода. Основанием свода служат параллельные стенам балки врубленные на небольшом расстоянии от стен. В углах этой конструкции врублены затяжки выступающие наружу и образующие свес кровли. Внутренние концы затяжек зажаты основанием свода в виде наклонных бревен. Конструкция очень интересна своей простотой, легкостью и жесткостью.

В конструкции нет ничего лишнего и в тоже время надежность не вызывает сомнений.

После завершения работ по срубу в мае 2015 года мы перевезли и собрали всю конструкцию на место в Костромскую область.
На мой взгляд на сегодня остается нерешенной проблема защиты нижнего венца от негативного воздействия каменного фундамента. Контакт дерева и камня традиционно является слабым местом в конструкции. В 99% ремонтов и реставраций зданий мы имеем дело с гнилым, требующим замены окладным венцом. Попробовать решить эту проблему возможно, применив утеплитель препятствующий возникновению точки росы.

Современные материалы предоставляют такую возможность. Сочетание таких качеств как пористость, прочность и низкая теплопроводность есть в материале FOAMGLAS. По другому пеностекло. Он способен выдерживать нагрузки значительно превышающие вес деревянного здания. При том, что материал к тому же паронепроницаем береста все же не будет лишней. Поскольку в отношении фундаментов для исторических деревянных зданий мы традиционно отходим от реставрационных принципов, то возможно применение этого материала - решение столь важной проблемы. Время покажет.

Во время разборки часовни нами были обнаружены закладные монеты. В одном из венцов восточной стены были сделаны пазы, такие же как под нагеля в которых лежали монеты с датами около 1901 года. При сборке сруба нами туда же были заложены монеты уже нашего времени.

После сборки сруба на место центрального столба бы установлен временный для закрытия первого этапа реставрации.

Следующим этапом следовала заготовка так называемого верха часовни. Стропильной конструции шатра, полиц, обрешетки,  барабана, главы и креста.
Восьмигранный центральный столб был выпилен по образцу старого. Поскольку старый переломился при обрушении главы, то нам пришлось состыковывать два фрагмента для получения искомой высоты часовни. Все врубки от затяжек и конструкции барабана были перенесены со старых фрагментов.

Подготовка новых деталей основания барабана также производилась по сохранившхся образцам. Состояние их не позволяло установить на свои прежние места.

А вот на главе удалось сохранить несколько досок обрешетки.

Установка верха начиналась с поднятия центрального столба и раскрепления его стропилами.

В нижние стропила врезается обвязка из брусков для опирания второго яруса стропил. Бруски также врублены с применением потайного шипа или "потемка".

Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда приходится объяснять зачем мы сохраняем старые элементы, зачем бьемся за каждую гнилушку. Ведь это и сроки и деньги. Зачем? когда можно быстрее и технологичнее выполнить из новых бревен все, или и вовсе из современных материалов? Никакие аргументы не способны убедить тех, кто равнодушен к истории. Особенно тех, кто умеет считать деньги.

Проходит время и стирается информацияо том, как строили наши предки. Ведь строительная культура, находившаяся в начале XX  века на очень высоком уровне сегодня утрачена. И сохранение таких не поздних памятников архитектуры имеет важное значение.
Каждый сохраненный элемент этой часовни - это подобие победы. Из-за того, что процент утрат очень велик, возросла ценность каждого сохраненного элемента. По срубу 24% бревен.

Для определения цветового решения часовни нами были проведены технологические исследования состава красок.

Обшивка и декор имели 11 цветов.  В качестве грунта использовалась смесь мела с красной охрой замешанного на мездровом клее. Наполнителем красок были свинцовые белила на масляной основе. Готовимся повторить старую технологию.


Реставрационная отрасль переживает не лучшие времена. Собственно на моей памяти и не было никогда лучших времен. Наблюдение ухудшения ситуации уже порядком надоело. Ожидание смены министра культуры и возможные с этим связанные перемены уже даже не смешат. Зарегулированность и не только системы госфинансирования делают невозможным реализацию подобных проектов. Выстроить рациональную осмысленную последовательность действий невозможно в сложившейся системе. Достаточно того, что конкурсы объявляются в середине года или в конце, а древесину, как известно, можно заготовить только зимой, в начале года. На этом фоне частная инициатива по сохранению нашего культурного наследия является спасательным кругом.
Посему выражаю благодарность заказчику работ Андрею Павличенкову kopanga не только за решение сохранить памятник, но и за предоставленную возможность выполнить эту работу последовательно и методически выверено.
Продолжение следует...

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments